Книги, статьи и прочие материалы к прочтению
Библиотека проекта
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22018-07-10 11:08:27
Век рыцарства и тайн: развенчивание мифов. Крэш-курс
Миф 1. Артур - король былого и грядущего
В литературе: образ Артура как "доброго и справедливого короля", относящийся к V-VI веку, начал формироваться Гальфридом Монмутским (нач. XII века) в качестве самого благородного монарха Британии, который входил в число
1. Гектор Троянский
2. Александр Македонский
3. Юлий Цезарь
4. Иисус Навин
5. царь Давид
6. Иуда Маккавей
7. король Артур
8. Карл Великий
9. Готфрид Бульонский
Следовательно, воспринимался как образец духовного и нравственного совершенства, подходящий рыцарским (прежде всего церковным) идеалам и получил логическое продолжение в куртуазной традиции Кретьена де Труа (кон. XII в.)
На самом деле: Артур - персонификация нескольких кельтских вождей. Разбитые саксами и англами, бритты остро нуждались в национальной идее и национальном герое; осуществлением и первого и второго стал славный Артур - победитель и гонитель саксов, добрый христианин. Начало триумфального шествия легенды восходит ко временам норманнского завоевания, когда по чисто политическим причинам династии Плантагенетов было выгодно нивелирование "германского наследия" и возвращение к "досаксонской культуре".
Миф 2. Без страха и упрёка
В литературе: "рыцарское поведение", "рыцарская доблесть", "настоящий рыцарь" - эти слова приятны и лестны каждому и отзываются в нашей душе лучшими из героев Вальтера Скотта. Действительно, преданное служение своему сюзерену, отвага и честь - неотъемлемая часть рыцарского кодекса. Заповеди рыцаря:
1. Никогда не иди заодно с изменниками
2. Никогда не давай дурных советов даме или девушке; уважай и защищай их
3. Соблюдай церковные посты и воздержания
4. Ежедневно ходи к обедне и одаривай монастыри
Равно как бесстрашие, физическая сила и ловкость. Истинный рыцарь куртуазного эпоса разрубает противника "от плеча до седла" (Что интересно, так же поступают, согласно некоторым историческим хроникам Ричард Львиное Сердце, Готфрид Бульонский и Карл Мартелл!) Рыцарь также должен благоговеть перед Богом.
На самом деле: рыцарь - прежде всего мелкопоместный, зачастую небогатый дворянин конной службы (ср. нем. "Ritter", фр. "chevalier", исп. "cabaliero" - "всадник"), который за службу награждался земельным наделом - леном (нем. "Lehn"). Рыцарство, начинающееся как наёмная армия защитников вскоре превращается в "пушечное мясо церкви", церковные институты используют рыцарей для достижения собственных, опять-таки исключительно политических целей, происходит уподобление рыцарства монашеству, как результат - возникновение рыцарских орденов, основная цель которых - обогащение за счёт Крестовых Походов на Востоке. Рыцари прежде всего - мускулистые крепко сбитые молодцы (поноси-ка на себе доспех весом в 80 кг!), которые подчас не брезгуют грабежом, разбоем и изнасилованиями. Хотя не редки случаи подлинно рыцарского поведения (Бодуэн де Булонь, крошивший сарацин на винегрет, увидев брошенную в лагере мусульман женщину в родах, повелел накормить её, найти верблюжьего молока для ребёнка и отпустить к мужу), зачастую рыцари рубали друзей и врагов налево и направо или же брали их в плен, требуя баснословные выкупы, в то время как бедная жертва не дожидалась денег и умирала.
Миф 3. Культ прекрасной дамы
В литературе: ни один куртуазный роман не обходится без благоговейного преклонения перед дамой сердца, для служения ей рыцарь готов терпеть любые лишения и унижения, лишь бы удостоиться одного её взгляда. Также рыцарь носит атрибуты дамы, цвета её герба, повязывает на копьё её платок, чулок или подвязку. И всем хорошо. Если дама не строптивая; известны случаи, когда бедняга, например, пил воду в которой дама мылась.
На самом деле: закрепощение женщины и совершенно скотское с ней обращение как с приложением к феоду, заканчивается ко времени Второго Крестового Похода, уступая место культу Девы Марии и преклонению перед женщиной. Отчасти это обусловлено повсеместным табуированием сексуальности, так свойственным Готике, отчасти - игровой культурой, свойственной всей эпохе Средневековья в целом. Так или иначе, во Второй Крестовый Поход дамы не просто идут, но и участвуют в нём наравне с мужчинами, что кардинально меняет отношение к женщине в Западной Европе. Девы-воительницы не только поражают сарацин на поле боя, в Европе и на Ближнем Востоке (государства Крестоносцев) наступает эра женщин-политиков. Алиенора Аквитанская, пользующаяся бешеным успехом у нескольких знатных и владетельных джентльменов того времени, в конечном итоге дала несчастному Людовику VII повод для развода. Горевала она недолго и сразу же вышла замуж за Генриха II Плантагенета, став одной из самых влиятельных женщин своего времени и обогатив Англию своими щедрыми землями. Кроме того, при своём французском дворе она вершила очень деятельный "Суд любви", занимающийся разрешением любовных споров, что говорит нам о неуклонно растущей роли женщины в обществе.
Королева Элинор
Королева Британии тяжко больна,
Дни и ночи ее сочтены.
И позвать исповедников просит она
Из родной, из французской страны.Но пока из Парижа попов привезешь,
Королеве настанет конец...
И король посылает двенадцать вельмож
Лорда-маршала звать во дворец.Он верхом прискакал к своему королю
И колени склонить поспешил.
- О король, я прощенья, прощенья молю,
Если в чем-нибудь согрешил!- Я клянусь тебе жизнью и троном своим:
Если ты виноват предо мной,
Из дворца моего ты уйдешь невредим
И прощенный вернешься домой.Только плащ францисканца на панцирь надень.
Я оденусь и сам, как монах.
Королеву Британии завтрашний день
Исповедовать будем в грехах!Рано утром король и лорд-маршал тайком
В королевскую церковь пошли,
И кадили вдвоем и читали псалом,
Зажигая лампад фитили.А потом повели их в покои дворца,
Где больная лежала в бреду.
С двух сторон подступили к ней два чернеца
Торопливо крестясь на ходу.- Вы из Франции оба, святые отцы? -
Прошептала жена короля.
- Королева, - сказали в ответ чернецы,
Мы сегодня сошли с корабля.- Если так, я покаюсь пред вами в грехах
И верну себе мир и покой!
- Кайся, кайся! - печально ответил монах.
- Кайся, кайся! - ответил другой.- Я неверной женою была королю.
Это первый и тягостный грех.
Десять лет я любила и нынче люблю
Лорда-маршала больше, чем всех!Но сегодня, о боже, покаюсь в грехах,
Ты пред смертью меня не покинь!..
- Кайся, кайся! - сурово ответил монах.
А другой отозвался: - Аминь!Зимним вечером ровно три года назад
В этот кубок из хрусталя
Я украдкой за ужином всыпала яд,
Чтобы всласть напоить короля.Но сегодня, о боже, покаюсь в грехах,
Ты пред смертью меня не покинь!..
- Кайся, кайся! - угрюмо ответил монах.
А другой отозвался: - Аминь!- Родила я в замужестве двух сыновей,
Старший принц и хорош и пригож,
Ни лицом, ни умом, ни отвагой своей
На урода отца не похож.А другой мой малютка плешив, как отец,
Косоглаз, косолап, кривоног!..
- Замолчи! - закричал косоглазый чернец.
Видно, больше терпеть он не мог.Отшвырнул он распятье, и, сбросивши с плеч
Францисканский суровый наряд,
Он предстал перед ней, опираясь на меч,
Весь в доспехах от шеи до пят.И другому аббату он тихо сказал:
- Будь, отец, благодарен судьбе!
Если б клятвой себя я вчера не связал,
Ты бы нынче висел на столбе!
1. Йохан Хейзинга. Осень Средневековья, гл. 4
2.Юг де Сент-Омер "Орден рыцарства"
3. Анатолий Левандовский "Об Артуриане и рыцарях"
4. С.Я. Маршак. С/с в 4-х т.т., т. 2, 1958 г.